Меню

Зарядка для новорожденных при тонусе мышц

Правила проведения гимнастики для новорожденных

Зачем нужна гимнастика для новорожденных

Гимнастические упражнения развивают координацию движений, тренируют орган равновесия, повышают тонус мускулатуры. Занятия направлены на подготовку к сидению, ползанию и ходьбе.

При проведении физических упражнений увеличивается приток крови к органам. Двигательная активность усиливает работу мозга. Во время выполнения различных действий образуются новые нейронные связи, активируются зоны речи. Во время гимнастических мероприятий мама постоянно разговаривает с ребенком, что обучает его воспринимать речь.

Занятия способствуют раскрытию легких. Хорошая дыхательная функция поддерживает необходимый уровень кислорода в организме малыша, предупреждает развитие гипоксии мозга. Гимнастика устраняет гипертонус у детей с гипоксией и травмами в родах. Мышцы постепенно нормализуют свою функцию, объем движений становится больше.

Основные правила проведения гимнастики

Занятия физкультурой проводятся только при хорошем самочувствии грудничка. Нельзя силой делать упражнения. При плохом самочувствии или болезни ребенок сопротивляется, что может приводить к повреждениям связок и суставов.

Для проведения физических упражнений есть ограничения:

Также не следует проводить гимнастику, если ребенок голодный, сильно капризничает, температурит или его беспокоят боли в животе.

Перед тем, как начинать занятия, необходим осмотр педиатра и невролога, чтобы исключить возможные заболевания суставов, сердца и другие патологии.

Для здоровых малышей рекомендуется начинать пассивную гимнастику с 2-3 недель. Поглаживания и выкладывание на живот осуществляются с первых дней жизни.

Малышу первого месяца проводится пассивная гимнастика. Родители сами осуществляют движения за ребенка. Делают пассивные сгибания, разгибания конечностей, сведения, разведения.

У грудных детей первого месяца жизни имеется постоянный гипертонус мускулатуры, потому что в утробе матери им приходится поддерживать позу эмбриона. Тонус мышц конечностей со временем снижается. С учетом физиологического гипертонуса движения должны быть плавными, медленными. Нельзя резко и сильно разгибать или сгибать конечности, раскрывать кулачки малыша. Это может привести к разрыву мышц и связок.

Чтобы гимнастика принесла только пользу, следуют определенным правилам:

Этим правилам нужно следовать, чтобы обеспечить комфортность и безопасность процедуры.

Виды гимнастики

Гимнастические мероприятия подразделяют на несколько разновидностей. Выделяют следующие виды физкультуры:

Лечебная физкультура применяется при дисплазии тазобедренного сустава, выраженном гипертонусе, кривошее и других заболеваниях. Такой вид гимнастики осуществляется только доктором.

Классический комплекс проводится родителями. Он включает в себя поглаживания, растирания, пассивные простые движения конечностями, выкладывание на живот. Комплекс упражнений можно получить у врача- педиатра.

Упражнения для малыша в 1 месяц:

Каждую из этих манипуляций повторяют по 7 раз. Гимнастика для новорожденного должна длиться не более 10 минут.

У малышей 2-месячного возраста количество упражнений больше, так как младенец способен некоторые движения выполнять сам.

Гимнастика к 2 месяцам:

Эти упражнения проводят ежедневно по 10 минут.

Динамические упражнения

Динамическая гимнастика для новорожденных является очень агрессивной, поэтому ее применяют с 1-2 месячного возраста. Комплекс содержит висы за ноги и руки, перевороты. Эти упражнения тренируют тонус мускулатуры и орган равновесия.

Нельзя проводить динамические упражнения у неподготовленного младенца. Это приводит к травмам.

Занятия достаточно травматичны, поэтому требуется консультация специалиста по правильному проведению упражнений. Тренировки осуществляются под наблюдением инструктора. Не рекомендуется начинать занятия с новорожденными и детьми, у которых есть какие-либо проблемы со здоровьем.

Занятия на фитболе для ребенка

Упражнения относятся к динамической технике. На мяче должны быть специальные держатели и пупырышки. Занятия укрепляют мускулатуру, тренируют орган равновесия. Первые упражнения осуществляют с тренером.

Сначала грудничка укладывают на живот, фиксируют за спину, покачивают вперед и назад. При помощи мячика осуществляется массаж живота, что помогает от колик. Потом добавляют покачивания вправо и влево, по окружности. Через некоторое время разрешается укладывать малыша на спину. Пружинистые движения проводят только после 3-месячного возраста, потому что грудничок должен уверенно держать голову.

Классическую гимнастику для новорожденного начинают с самых простых движений, которые со временем усложняют. Для малышей с патологиями опорно-двигательной системы показана лечебная физкультура. Динамическую технику начинают только после посещения доктора, так как не всем детям она подходит.

Источник

Массаж, гимнастика и упражнения в домашних условиях для языка для детей: видео занятий при повышенном тонусе

Речевое развитие у детей протекает по-разному. Первые навыки малыш получает в кругу своей семьи. Задачей родителей является обеспечение условий для развития фонетико-фонематической стороны речи.

Как правило, ребенок, который плохо владеет речью, имеет низкую успеваемость. Это не всегда говорит об его умственных способностях. Возможно, он стесняется недостатков своей речи или не может правильно сформулировать мысль. Устранить дефекты речи поможет массаж и речевая гимнастика.

Симптомы гипертонуса языка у детей

Под гипертонусом артикуляционных мышц подразумевается чрезмерное напряжение лица, неба, языка и губ. Один из симптомов повышенного тонуса – поджатые губы, независимо от того, бодрствует малыш или спит.

Читайте также:  Где находятся мышцы предплечий

При открытии рта заметно, что язык напряжен, плотно прижат к небу или слишком вытянут вперед. Из-за того, что спинка языка упирается в небо, звуки имеют назальный оттенок. Ребенок не может полностью повернуть голову и широко открыть рот из-за напряжения в области губ.

Симптомы гипертонуса верхней губы – это слегка приоткрытый рот и чрезмерное слюноотделение. Когда губы растянуты и прижаты к деснам или сжаты, как трубочка, и слегка приподняты, кажется, что малыш постоянно улыбается. В таких случаях у детей присутствует проблема с произношением букв «О» и «А».

Причины гипертонуса

Существует немало причин, из-за которых появляется гипертонус лицевых мышц у детей. Наследственность, родовая травма, аномальная беременность, проблемы психического развития, нарушение речевого аппарата – это лишь часть распространенных причин. Помимо перечисленных проблем, повышенный мышечный тонус появляется вследствие заболевания матери или ребенка:

Диагностические мероприятия

Чтобы определить, есть ли у ребенка гипертонус лицевых мышц, необходимо пройти обследование. При первых признаках патологии родителям следует проконсультироваться с педиатром, который после осмотра направит малыша к невропатологу, психологу, дефектологу и логопеду. Иногда рекомендована нейросонография (УЗИ исключит или подтвердит наличие патологии в головном мозге).

Окончательное заключение может быть сделано только после выводов специалистов. Если у ребенка диагностирован гипертонус, нельзя пропускать плановые медицинские осмотры. Патология нередко сопровождается нарушениями общего развития и рефлексов.

Что делать?

Чтобы наладить работу мышц и двигательную активность, рекомендуется артикуляционная гимнастика. Делают ее регулярно по несколько раз в день. Занятия полезны для всех детей, они улучшают подвижность речевого аппарата, способствуют правильному положению языка и губ и, соответственно, чистому произношению.

Для устранения речевых дефектов у детей также производится массаж языка. Оптимальным возрастом для начала занятий считается 2–3 года, а в возрасте 4–5 лет, помимо массажа и гимнастики, рекомендованы специальные речевые упражнения.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная зарядка применяется для укрепления и развития речевого аппарата. Благодаря ей язык, небо, губы и челюсти работают слаженно. Она включает целый ряд упражнений – их задача состоит в том, чтобы наладить работу артикуляционных органов, сделать их более сильными и подвижными, обеспечить нормальное положение языка и научить ребенка произносить звуки правильно.

Малыши 2 лет достигают вершины речевого развития и способны воспроизводить звонкие и глухие звуки, а до 4-летнего возраста ребенок учится произносить Л, С, Й и Э. Если в произношении присутствуют ошибки, гимнастика поможет ребенку 2–4 лет говорить правильно, а начиная с 5-летнего возраста – устранить дефекты речи. Гимнастика заключается в таких упражнениях:

Массаж языка и губ

Массаж языка облегчает правильное воспроизведение звуков ребенком. Он нормализует тонус мимических и артикуляционных мышц, увеличивает амплитуду их движений и улучшает координацию органа. Процедура проводится логопедом от 10 до 15 раз. Длительность сеанса составляет 10–20 минут. Существуют различные виды массажа:

При желании родители могут делать массаж в домашних условиях самостоятельно, предварительно ознакомившись с техникой по видео. Дети постарше выполняют процедуру собственноручно. Стоит отметить, что массаж противопоказан, если ребенок простужен, болеет стоматитом, конъюнктивитом, гингивитом или у него увеличены лимфатические узлы.

Прежде чем приступить к выполнению процедуры, важно, чтобы малыш расслабил область шеи, нижнечелюстного и плечевого отделов – тогда язык будет расслаблен. Движения во время массажа необходимо выполнять от корня к кончику органа. Лучше всего массаж делать в лежачем положении, подложив под голову малыша валик. Процедуру проводят, выждав, как минимум, пару часов после приема пищи.

В домашних условиях массаж можно делать пальцами или при помощи зубной щетки. Техники выполнения массажа представлены в таблице.

Массаж губ Массаж языка пальцами Массаж зубной щеткой
Два пальца устанавливают поочередно справа и слева над верхней губой и совершают круговые движения Большой палец размещают над языком, а указательный и средний – под ним. Язык без усилия трут с обеих сторон поочередно Слева направо щеткой на языке рисуют зигзагообразную дорожку
Аналогичные движения повторяют по центру над верхней и под нижней губой Процедуру повторяют, но растирающие движения теперь осуществляют по спирали Теперь на поверхности языка делают круговые движения
Легкое пощипывание вокруг губ Далее слегка хлопают по всей поверхности органа и мнут мышцы языка От корня к кончику органа щеткой ставят точки
Каждое упражнение делают около 2–3 раз Орган сжимают по бокам Похлопывают всю поверхность языка
В завершение язык слегка пощипывают и массируют уздечку Точечными движениями проходятся слева, по центру и справа языка
Повторяют круговые движения.

Специальные упражнения

Упражнения бывают двух видов: статические и динамические. В первом случае необходимо зафиксировать язык на 7–10 секунд, а во втором – двигать (виды упражнений представлены в таблице). Эффективность артикуляционных упражнений зависит от следующих правил:

Читайте также:  Мышцы волосистой части головы

Чем опасен гипертонус?

Поскольку гипертонус у младенцев отклонением не считается, многие родители заблуждаются, полагая, что он не опасен и в более старшем возрасте. Однако если тонус у ребенка не нормализовался до 3–6 месяцев, следует проконсультироваться с педиатром.

Если не принять меры своевременно или проигнорировать проблему, гипертонус может стать причиной появления серьезного отклонения в развитии малыша. Последствиями могут быть:

Профилактические мероприятия

Польза развития речи у ребенка неоспорима – массаж и гимнастика оказывают благоприятное влияние на кровообращение и эластичность мышц. Упражнения являются хорошей профилактикой речевых отклонений и рекомендованы даже при отсутствии гипертонуса.

Специалисты рекомендуют больше общаться с детьми, задавать вопросы, чтобы малыш учился говорить и излагать мысли самостоятельно. Артикуляционную гимнастику рекомендуется совмещать с рисованием, лепкой, конструированием. Замечено, что дети с широким кругозором, разговаривают лучше.

Источник

Массаж и детская гимнастика при мышечной дистонии

Состояние мышечной дистонии свойственно практически всем малышам до полугода. У некоторых оно сохраняется и после. Для исправления состояния мышц крохи назначается консервативное лечение, основу которого традиционно составляют массаж и гимнастика. Из этой статьи вы узнаете, как проводить занятия с детьми от рождения до года в домашних условиях.

О патологии

Само понятие «мышечная дистония» довольно объемное. Под ним подразумевается любое нарушение мышечного тонуса. У новорожденных тонус обычно повышен, наблюдается гипертонус. Такое состояние в течение первых месяцев можно считать физиологическим, ведь в последние месяцы беременности в материнской утробе было тесно. Ручки и ножки при гипертонусе сложно разогнуть, малыш порой даже во сне держит кулачки плотно сжатыми.

Еще одно проявление мышечной дистонии – гипотонус. Это состояние, при котором тонус мышц недостаточный для нормальной двигательной активности. Такое состояние довольно часто наблюдается у недоношенных малышей, у деток, родившихся маловесными и очень слабыми. Также гипотонус может прийти на смены гипертонусу уже после полугода жизни ребенка, если в первые полгода его мышцы не испытывали необходимой для нормального развития нагрузки либо ребенок долго болел и ослаб.

Помимо этого, в понятие «мышечная дистония» включаются состояния, при которых мышцы ребенка неконтролируемо сокращаются. Это может быть вызвано как врожденными патологиями центральной нервной системы, так и родовыми травмами. Таким образом, дистония у грудничка может иметь как физиологический механизм развития, так и патогенный (в силу заболеваний).

Проявляться тонус или гипотонус может как в отдельной мышце или мышечной группе, так и генерализованно. Если невролог и педиатр утверждают, что у ребенка дистония, они должны обнаружить ее причину, ведь патологическая мышечная дистония требует несколько иного подхода к лечению. Хотя в обоих случаях основу все равно будут составлять гимнастика, массажное воздействие и физиотерапия.

В 95% случаев обнаружения мышечной дистонии у новорожденных детей причины физиологические. После полугода патология редко диагностируется впервые, но если такое происходит, то обычно ее причины носят патологический характер.

Польза от занятий

Массаж и гимнастика в комплексе действуют наиболее благоприятно. При этом занятие всегда начинается с выполнения массажных приемов, и только потом следует переходить к гимнастическим упражнениям. В зависимости от типа дистонии (гипертонус или гипотонус) назначается либо расслабляющий, либо тонизирующий и общеукрепляющий детский массаж и соответствующий комплекс упражнений из арсенала лечебной физкультуры.

Занятия с ребенком позволяют снять повышенный тонус мышц при гипертонусе, расслабить мышечную ткань. Расслабляющее воздействие будет не только мышечным, но и общим, благотворно сказывающимся на общем самочувствии ребенка – улучшится сон, аппетит, малыш станет более спокойным. При мышечной дистонии по типу сниженного тонуса улучшается кровообращение мышц, укрепляется мышечная ткань, ускоряются обменные процессы.

Гимнастика способствует закреплению правильного состояния мышечного тонуса на уровне нейронной памяти – мышцы ног и рук малыша, его спины, живота, воротниковой зоны «запоминают» правильное положение в состоянии покоя и активности.

Снять повышенный тонус или улучшить пониженный очень важно как можно раньше. Дети с мышечной дистонией медленнее развиваются физически, им сложнее даются новые умения – они с опозданием осваивают ползание, сидение, стояние, самостоятельные шаги. Задержка физического развития может повлечь за собой и задержку психического и эмоционального развития.

Показания и противопоказания

Поскольку гипертонус обнаруживают у всех новорожденных, массаж в принципе нужен всем, хотя известный доктор Комаровский и считает, что вполне можно обойтись и без него, ведь физиологический (не вызванный неврологическими заболеваниями) тонус мышц проходит сам, и случается это обычно к 4-5 месяцам жизни ребенка. Но желание родителей скорее помочь ребенку справиться с признаками дистонии вполне понятно, а потому достойно уважения и содействия.

При гипотонусе для массажа больше оснований, ведь слабость мышечной ткани – тревожный симптом. Без участия родителей мышцы постепенно «наверстают свое», но процесс может быть очень долгим.

Читайте также:  Слабость боль в мышцах при беременности

Если доктор утверждает, что у ребенка патологическая дистония, то он должен озвучить конкретный диагноз, признаком которого и стала, собственно, эта дистония. Если это параличи, ДЦП, парезы, то массаж назначается профессиональный, лечебный, которому маму должны обучить дипломированные массажисты. Неумелое воздействие способно ухудшить самочувствие ребенка и усугубить проблему. Для младенцев здоровых массаж проводится общий, профилактический, не требующий участия профессионального массажиста. Сделать его грудничку мама может сама.

Перечень противопоказаний включает в себя состояния и заболевания, при которых массаж делать нельзя:

Недоношенным и маловесным детям перед началом занятий нужно набрать необходимый вес, поэтому для них подходящее время для старта занятий определяет только врач, самостоятельность родителей в этом вопросе не приветствуется.

Массаж не делают, если ребенок плохо спал ночью, плохо ел, если его тошнит или у него диарея. Ребенку, который находится в плохом настроении и капризничает, массажные процедуры и гимнастику рекомендуется перенести на более позднее время, когда малыш будет более благодушно настроен на предстоящее занятие.

Как делать?

При гипертонусе и гипотонусе массаж начинают одинаково – принципиальные различия будут в конце процедуры.

Уложите ребенка на спину. Увлажненными маслом или кремом руками начинайте с общих поглаживаний. Направление движений рук – снизу вверх.

Первыми массируют руки и ноги. Сначала легко растирают пальцы рук, ладошки, переходят к рукам и предплечью. После легких круговых и волнообразных растираний можно применить растирания с небольшим давлением. Следите, чтобы ребенку не было больно. Подмышечные впадины массировать нельзя. Массаж ножек начинают со стопы, по аналогии с руками нижние конечности массируют снизу вверх, избегая прикосновений к подколенным впадинам. Коленный сустав не массируют, а лишь легко поглаживают пальцами по кругу без давления.

Грудную клетку и живот массируют открытой ладонью, круговыми и виткообразными движениями. В 3 месяца можно добавить к этим приемам легкие поглаживающие движения в области воротниковой зоны и шеи.

Переложите ребенка на живот. Массируйте спину ладонями и тыльными их сторонами, растирая снизу вверх. Следует избегать давления и воздействия на позвонки, поясницу и шейные позвонки. При гипертонусе уделите внимание массажу голеней и задней части предплечий. С 3-4 месяцев допустимы разминания мышц методом захвата их пальцами и небольшого растяжения. При гипотонусе полезны похлопывания и щипки.

Верните ребенка на спинку, выполните общие поглаживающие движения руками для расслабления после процедуры и переходите к гимнастике.

Техника массажа довольно проста. Разница между тонизирующим и расслабляющим воздействием заключается в более глубоком воздействии на мышцы при сниженном их тонусе. Можно применять растирание ребрами ладоней (так называемое пиление), глубокое разминание, главное, проводить такие приемы в самом конце сеанса, когда мышцы достаточно разогреты и кровоснабжение усилилось.

При желании можно дополнить гимнастику элементами точечного массажа, например, проводить массаж головы (избегая родничков) кончиками пальцев, а также массаж ступней с круговым пальчиковым воздействием на подъем стопы, на основание плюсневых костей, на переход пятки в голеностоп.

Время сеанса увеличивайте постепенно, не спешите, добавляйте по 1-2 минуты ежедневно. Если в самом начале сеанс будет длиться 3-4 минуты, то уже через месяц его продолжительность увеличится до 10-15 минут.

Гимнастические упражнения

Все гимнастические упражнения для грудничков делятся на пассивные и активные. Первые подразумевают выполнение упражнений лежащему младенцу, вторые – непосредственное участие самого младенца в выполнении упражнения.

При гипертонусе старайтесь проводить больше пассивных гимнастических упражнений, при недостаточном тонусе мышц старайтесь их напрягать в большей степени, организовывая для малыша упражнения активные с использованием его возрастных навыком и умений. К активным упражнениям по общему правилу проведения ЛФК переходят только после пассивного комплекса упражнений.

При повышенном тонусе делайте упражнения на растяжку мышц и увеличение их эластичности. К ним относятся:

При мышечной дистонии по типу сниженного тонуса, помимо перечисленных выше упражнений, предложите ребенку сделать то, что он умеет по возрасту:

Зарядка на фитболе допустима для детей любого возраста, исключая новорожденных. Этот комплекс относится к динамической гимнастике. Поинтересуйтесь у врача, можно ли вашему младенцу заниматься на гимнастическом мяче, поскольку динамические приемы имеют больший список противопоказаний, чем общая гимнастика.

Общие правила

Для достижения желаемого результата важно сделать занятия систематическими. Соблюдение простых правил поможет привести в порядок мышечный тонус и сделать это с удовольствием для всех:

Можно воспользоваться растительным маслом, но после него ребенка обязательно нужно искупать, чтобы удалить с кожи тонкий воздухонепроницаемый маслянистый слой.

Перед вечерним купанием допустимы только расслабляющие приемы при полном отсутствии последующих гимнастических упражнений.

О том, как делать детский массаж при мышечной дистонии, смотрите в следующем видео.

медицинский обозреватель, специалист по психосоматике, мама 4х детей

Источник

Adblock
detector